Интервью Алена Проста: F1 стал только для взрослых

Начнем с нового сезона в Формуле E. Чего вы ждете от чемпионата и от своей команды?… В истории автоспорта есть лишь горстка фигур ранга Алена Проста. 62-летний француз, получивший звание […]

Начнем с нового сезона в Формуле E. Чего вы ждете от чемпионата и от своей команды?…

В истории автоспорта есть лишь горстка фигур ранга Алена Проста. 62-летний француз, получивший звание профессора за свой интеллект, имеет четыре титула Формулы-1, больше, чем кто-либо, кроме Шумахера и Фанхио. Кроме того, успех Проста пришелся на золотые годы Формулы-1, в соревновании с такими гигантами, как Айртон Сенна, Нельсон Пикетт и Найджел Мэнселл. Тогда профессор был владельцем и менеджером команды F1, а сегодня он делает то же самое с командой Renault e-dams в новой серии Formula E. Мы разговариваем с величайшим французским гонщиком всех времен на Женевском автосалоне.

Начнем с нового сезона в Формуле E. Чего вы ждете от чемпионата и от своей команды?

— Более-менее — так же, как в последние два года. У нас хорошая команда и хороший партнер в лице Renault. Наша организация становится лучше. Мы выиграли три последних старта в прошлом сезоне и первые три в этом сезоне, поэтому мы хотим продолжать в том же духе. Рано или поздно это, конечно, закончится. Но теперь наша цель — стать чемпионами и среди пилотов, и среди конструкторов.

Сможет ли Формула Е когда-нибудь обогнать Формулу 1 по популярности? Каковы преимущества гонок на электромобилях?

«Я никогда не хотел сравнивать эти два». И не противостоять им. Это две разные дисциплины, которые должны работать вместе. Один — это совершенно новая концепция — электромобили, городские гонки-однодневки. Мы хотим проверить технологию через них. Мы привлекаем более молодую аудиторию, что очень важно. Но формула 1 — это вершина, сущность автомобильных технологий и автоспорта. И так должно оставаться.

Многие утверждают, что формула 1 за последние годы потеряла часть своего очарования. Возможно ли, что причина в том, что он стал намного безопаснее, пропало чувство опасности и сверхчеловеческое мужество, которое внушали пилоты вашего времени.

«Трудно сказать наверняка, но это может быть частью объяснения». Люди смотрели на наше поколение пилотов как на гладиаторов или что-то в этом роде. Мы знали, что постоянно рискуем жизнью. Утрата этого чувства — часть объяснения. Но не все.

Некоторые люди, вероятно, думают, что пилотная работа стала слишком легкой — что в некоторых случаях верно, но в целом неверно.

Есть еще кое-что: поколение, наблюдающее за Формулой 1, остается в основном прежним. Сегодня за чемпионатом смотрят в основном люди от 40 до 60 лет. Нам не удалось привлечь массу молодых зрителей. Эти фанаты в основном смотрят в прошлое, а не в будущее.

Поэтому, если мы что-то меняем в Формуле 1, мы должны делать это в основном с целью привлечь молодежь. С другой стороны, билеты и доступ к тестам и соревнованиям в целом стали для молодежи слишком дорогими. Короче говоря, нам нужно переосмыслить бизнес-модель.

Водители, которые платят за вождение в Формуле 1: в прошлом это было скорее исключением, сегодня это правило. Можно ли еще прорваться только талантом, без денег?

— То же, о чем я говорил недавно: нужно менять бизнес-модель. Несколько лет назад у меня была команда Формулы 1, и я был вынужден использовать несколько таких драйверов, приносящих доход. Так было всегда, но в последнее время это стало более распространенным явлением, поскольку экономическая ситуация становится все более сложной.

Недавно в интервью вы сказали, что для вас идеальный автомобиль — это что-то большое и электрическое, и что вы предпочитаете автоматику ручным передачам …

«Для моей повседневной машины?» Да, я всегда отдавал предпочтение комфортным машинам с автоматом.

Теперь на горизонте автономное управление, интеллектуальные автопилоты …

— Это другое дело.

Верно, но когда дело доходит до, должны ли мы вообще отказаться от вождения?

— Это очень сложный вопрос. Часто бывает, что у вас есть четкое представление о будущем, когда вы создаете новые технологии, а потом оказывается, что вы пошли не в том направлении. Бывают случаи, когда я сам использовал бы автопилот — в большом городе, в плотном потоке, по дороге в аэропорт … В таких случаях я бы предпочел, чтобы машина водила меня одного, и я могу просто расслабиться. Но я бы не хотел, чтобы 100 процентов машин были такими. То же самое и с электромобилями. Сегодня все ими одержимы, и я также верю, что это технология будущего. Но я не хочу, чтобы все машины были электрическими. Это было бы ошибкой. Необходимо найти компромисс.

Ваш бывший товарищ по команде Эдди Чивер сказал о вас, что вы был самым дотошным человеком, которого он когда-либо встречал. Вы все еще такие же сегодня, когда больше не участвуете в соревнованиях?

«Я все еще такой, да». Даже в личной жизни. Я думаю, что это то, с чем рождается человек. Думаю, временами людям, с которыми я работаю, бывает тяжело. Даже для самых близких. Но это я.

Могу я вернуть вас назад во времени? Оглядываясь назад, какая твоя любимая гонка?

— Моя любимая гонка? На самом деле их два. В 1990 году с Ferrari в Мексике …

… Когда ты стартовал 13-м и выиграл …

— Да, я стартовал 13-м, на первом круге был 14-м, потом всех обогнал. А также Аделаида в 1986 году, где я выиграл свой второй титул.

Эпическая гонка в Мексике в 1991 году, в которой Прост выиграл с 13-го места на старте.

Автоспорту более века. Кто в нем больше всего повлиял на вас?

— Я восхищался многими людьми. Вы не сможете стать хорошим в этой профессии, если не восхищаетесь другими. Потому что, когда вы кем-то восхищаетесь, вы всегда что-то от него берете. Когда кто-то говорит: «Я всего добился сам», это не может быть правдой. Вы всегда получаете что-то от тех, кто был до вас. Когда я был молод, я восхищался Джеки Стюартом, Никки Лауда, Джимом Кларком … А также такими людьми, как Колин Чепмен, Энцо Феррари … Давайте не будем забывать Берни Экклстоуна. Это люди, с которыми вы не всегда можете соглашаться. Но сочетание всех этих влияний отличное. Мне посчастливилось встретить много замечательных людей, и я думаю, что благодаря этому я сам стал лучше.

About HGB

Игра за чашкой кофе!